Зачем нужен Shift Lock на АКПП
Для чего предназначена кнопка Shift Lock АКПП
Современный автомобилист ценит АКПП за простой принцип ее применения. В отличие от механических коробок передач нет необходимости каждый раз выжимать сцепление для переключения передачи. Отсутствие педали сцепления и автоматический процесс переключения с одной скорости на другую, не считая передачи заднего хода, существенно упрощает жизнь водителю.
Но функционал АКПП вовсе не так ограничен и скуден, как может показаться. Помимо основного рычага, на коробке имеется ряд кнопок, каждая из которых отвечает за определенные функции или переход в тот или иной режим трансмиссии. Каждая кнопка имеет свое имя и назначение.
Разобраться в назначении кнопок несложно. Иногда достаточно посмотреть, что на ней нарисовано или написано. В случае с Shift Lock тоже есть подпись. Только когда водитель ее нажимает, ничего не происходит. Отсюда возникает закономерный вопрос о том, зачем нужна эта кнопка и что она делает.
Цель
Изначально, как только водитель оказывается за рулем новой машины с автоматической коробкой передач, он пытается разобраться в функциональности. Некоторые впадают в определенный ступор, потому что не понимают, что такое Shift Lock Release и для чего эта кнопка. Нам нужно исправить эту несправедливость, разобравшись в вопросе.
На большинстве автоматических коробок передач, устанавливаемых на современные автомобили, Shift Lock расположен с левой стороны рядом с парковочным режимом на селекторе. Но это все равно не дает понять, что такое Shift Lock на автомате и для чего нужна эта кнопка.
Дело в том, что Shift Lock не имеет никакого отношения к режимам движения и работе коробки. То есть при нажатии на нее во время движения ничего не чувствуешь. Однако водители, которые не разбираются в функциях всех кнопок и органов управления, связанных с автоматической коробкой передач, ожидают, что
- изменится звук двигателя или автомобиля в целом;
- изменится индикация на приборной панели автомобиля;
- коробка передач начнет работать по-другому;
- двигатель переключится на какой-то другой режим работы, определяемый настройками;
- кнопка утонет в приборной панели и зафиксируется на месте.
Но всего этого не происходит. И вот наступает самый важный момент. Задача кнопки – дать возможность водителю перевести рычаг своей АКПП в нужное ему положение при выключенном двигателе. То есть фактически вы стоите на месте, двигатель не заводите, и с помощью этой кнопки можете переключаться между режимами АКПП, перемещая селектор в разные стороны.
Можно смело утверждать, что эта кнопка, которая называется Shift Lock или Shift Lock Release, выступает в роли элемента разблокировки рычага переключения передач АКПП.
Каждый водитель автомобиля с автоматической коробкой передач знает, что для парковки необходимо перевести селектор в соответствующий парковочный режим. Здесь двигатель выключен. После этого рычаг нельзя двигать до тех пор, пока двигатель снова не будет запущен. Именно для создания условий, при которых можно будет перевести рычаг в положение, отличное от парковки или режима P, служит рассматриваемая кнопка.
Некоторые люди не понимают, зачем вообще нужна эта функция и нужна ли такая кнопка водителю. На практике может пригодиться. И не так редко, как иногда кажется.
В качестве примера можно привести следующие ситуации:
- Вы подошли к машине, но забыли взять с собой ключи. При этом автомобиль должен обязательно хотя бы немного катиться в сторону;
- Машину нужно поставить на нейтральную передачу. Но водитель не может вынуть ключ из замка зажигания, пока не поставит селектор в паркинг. Из такой ситуации спасает кнопка Shift Lock;
- Автомобиль остановился, двигатель нельзя запустить, а рычаг автомата нельзя перевести в другое положение. При этом вы еще и остановились в неположенном месте, что потенциально мешает другим участникам движения или может спровоцировать ДТП. То есть машину нужно сдвинуть в сторону;
- Автомобиль попал в аварию, сломался или заглох, и вам нужна помощь эвакуатора. В этом случае доступен только вариант буксировки или частичной буксировки. Вообще не рекомендуется буксировать таким способом автомобили с АКПП. Но если воспользоваться кнопкой, то есть возможность перевести селектор в безопасное положение для буксировки или буксировки с частичной погрузкой.
Как видите, примеров более чем достаточно. И во всех перечисленных ситуациях ключевую роль играет кнопка Shift Lock. Поэтому не стоит недооценивать функциональность этого режима и говорить, что кнопка абсолютно бесполезна.
Рекомендации по использованию
Для обеспечения дополнительной безопасности производители автоматических коробок передач специально оснастили АКПП специальной системой, которая предназначена для блокировки переключения селектора. Эта функция исключает возможность случайного переключения из положения парковки в положение заднего хода при выключенном зажигании и выключенном двигателе.
На некоторых автомобилях это невозможно сделать даже в ситуации, когда ключ вынут из замка зажигания. Объективно можно сказать, что в большей степени эта кнопка под названием Shift Lock создана для служебных автомобилей и сотрудников сервисных центров. Но и повседневная жизнь самого автовладельца, как вы уже поняли из вышеприведенных примеров, тоже пригодится.
На самом деле никто не хотел бы, чтобы кнопка с надписью Shift Lock пригодилась в повседневной жизни. Но иногда это может спасти вас из сложной ситуации. На самом деле, когда стало возможным переключать режимы в АКПП только с помощью этой кнопки, наверняка возникли проблемы с коробкой. Или вы попали в нестандартную ситуацию.
Если ситуация на дороге, в гараже или другом месте, где вы находились в автомобиле с автоматической коробкой передач, вынуждает вас найти способ перевести селектор в другое положение, просто воспользуйтесь функцией Shift Lock.
Чаще всего кнопка становится полезной в рамках обслуживания и ремонта автомобиля с автоматической коробкой передач. Если АКПП вышла из строя, сервисмен сможет переключаться в разные режимы просто с помощью функции Shift Lock.
А пользоваться кнопкой очень просто. Если вы хотите или вам нужно сдвинуть автомобиль с места, но нет возможности управлять автомобилем при работающем двигателе, не забывайте, что есть специальная кнопка под названием Shift Lock. Здесь нужно выполнить несколько последовательных действий. А именно:
- Оказавшись в практически безвыходной ситуации, нажмите эту кнопку на своей коробке передач;
- Удерживая кнопку нажатой, переведите селектор в нужный режим. Часто рекомендуется переключиться на нейтраль. А тут уже действуй по ситуации. Вряд ли вам понадобится переходить в режим «Драйв»;
- Поскольку ящик теперь разблокирован, вы можете отбуксировать машину, оттолкнуть машину в безопасное место, а затем решить свои проблемы.
Также важно всегда удерживать педаль тормоза нажатой, когда вы используете Shift Lock для перемещения заблокированной коробки передач в другое положение. Это предотвращает нежелательное самопроизвольное движение машины. Даже если вы стоите на ровной поверхности без уклона, не забудьте включить тормоз с помощью Shift Lock из соображений безопасности.

Вы должны понимать, что такая кнопка служит больше для экстремальных ситуаций. Поэтому никто не хочет сталкиваться с необходимостью его применения в обычной повседневной жизни.
Перед вами кнопка, предназначенная для разблокировки АКПП при неработающем или не запущенном двигателе. Это вспомогательная функция АКПП, которая иногда может помочь в трудной и запутанной ситуации. Но будет лучше, если вы никогда не столкнетесь с необходимостью его применения. При этом наличие Shift Lock все же придает некую дополнительную уверенность. Его наличие как минимум успокаивает и позволяет понять, что при необходимости с проблемами АКПП можно справиться.
Понимая, что на самом деле дает переключение с помощью кнопки Shift Lock вашей АКПП, нужно лишь правильно и своевременно использовать дополнительный функционал АКПП.
Советы бывалых автомобилистов.
Если на вашей АКПП есть кнопка Shift Lock, это очень хорошо. В определенных ситуациях он станет незаменимым и вытащит вас из не самой простой ситуации.
Водители, уже имеющие достаточно богатый опыт вождения автомобилей с АКПП, хорошо знают, в каких ситуациях кнопка Shift Lock может существенно помочь.
- Использовать эту функцию на АКПП следует в ситуациях, когда машина сломалась, АКПП вышла из строя и необходимо отбуксировать ее в ближайший сервисный центр. Так как в аварийном режиме буксировать автомобили с АКПП запрещено, и им нужна только полная погрузка на эвакуатор, специальная кнопка позволит буксировать автомобиль обычным способом, как на МКПП. Злоупотреблять таким режимом не стоит, но иногда другого выхода просто нет;
- Shift Lock также может быть полезен в ситуациях, когда вы останавливаетесь на заправке. Каждый водитель прекрасно знает, что категорически запрещается запускать двигатель во время заправки бака бензином или другим топливом. Но вы можете использовать кнопку Shift Lock, чтобы разблокировать колеса в режиме парковки;
- Если вы подъезжаете к турникету до въезда на платную дорогу, вы также можете воспользоваться специальной кнопкой для разблокировки селектора коробки. Это достаточно удобно и практично;
- При аварии, когда двигатель не заводится, а рычаг коробки передач не хочет переключаться ни в какой другой режим, кроме Park, нажмите кнопку, чтобы перевести селектор в нейтральное положение, и уберите автомобиль с дороги. Только не забывайте параллельно соблюдать все правила, предусматривающие выполнение определенного алгоритма действий при аварии. Перед тем, как убрать автомобиль, нужно зафиксировать его исходное положение после столкновения.
Да, нет острой необходимости в наличии и использовании этой кнопки Shift Lock в обычной повседневной жизни водителя автомобиля с автоматической коробкой передач. Это инструмент, который может пригодиться в определенных ситуациях, не только связанных с попаданием в аварию или отказом двигателя с коробкой передач.

Опытные автомобилисты не советуют злоупотреблять нажатием этой кнопки. Все-таки основное его предназначение — разблокировать селектор АКПП, когда нет возможности переключаться между режимами обычным способом. Это своего рода аварийная кнопка, которая не всем и не всегда пригодится. Вполне возможно, что за весь длительный период эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач вам ни разу не придется использовать Shift Lock. В этом нет ничего плохого. Но вы всегда будете знать, что в вашем автомобиле есть такая функция, и в случае необходимости выручит из сложных ситуаций на дороге.
Теперь вы будете знать, для чего на АКПП есть такая кнопка с обозначением Shift Lock, как и когда ею пользоваться, и для чего может быть полезно ее нажатие во время эксплуатации автомобиля. Не ждите, что после нажатия Shift Lock машина поедет быстрее или вы переключитесь на спортивный режим. Для этого есть другие переключатели. А у Shift Lock есть своя, хоть и незаметная, но очень важная функция.
Автоматическая коробка передач: кнопка Shift Lock на коробке передач
Общеизвестно, что АКПП, в отличие от МКПП, кроме штатных передач для движения вперед (D, драйв) и движения назад (R, реверс) может иметь также большое количество дополнительных режимов работы.
Дело в том, что водитель не может полноценно управлять такой трансмиссией, вследствие чего производители АКПП стараются предусмотреть различные ситуации. Одним из таких «помощников» является кнопка блокировки переключения АКПП. Остановимся подробнее на кнопке Shift Lock.
Кнопка Shift Lock на АКПП: для чего она?
Начнем с того, что автоматическая коробка передач намного сложнее обычной и относительно простой «механики» МКПП. Сегодня автоматические коробки передач оснащены сложными электронными блоками управления, имеют множество различных режимов работы применительно к тем или иным условиям.
При этом сами коробки и ЭБУ постоянно совершенствуются, в устройство АКПП входит все больше электронных компонентов, которые приходят на смену устаревшим механическим решениям. Но использование электроники имеет свои недостатки.
Различные микросхемы, датчики и элементы платы, проводка и другие детали часто выходят из строя под воздействием вибраций, влаги и т. д. Не исключены и другие механические поломки.
Пойдем дальше. Как известно, АКПП, помимо основных режимов ПРНД, часто имеет возможность блокировки переключений «вверх» (например, режимы Л2 или 1, когда автомат не идет выше второй скорости или работает только на первой). механизм).
Также можно выделить режим «овердрайв» (overdrive), когда выключена повышающая передача (например, 4-я) и т. д. Также возле рычага (селектора АКПП) могут быть и другие кнопки, которые включают «зиму». режим, «эконом» или «спорт». Параллельно кнопку «Shift Lock» (Shift Lock) можно встретить и на автоматах.
Сразу отметим, что если назначение разных кнопок, отвечающих за определенные режимы АКПП, более-менее понятно на интуитивном уровне, то не все так однозначно с кнопкой снятия блокировки Shift. Дело в том, что после ее нажатия в работе коробки ничего не меняется, то есть никаких изменений водитель не замечает.
Чтобы понять ее предназначение, прежде всего, следует еще раз отметить, что АКПП – это сложный агрегат. Современные версии имеют в своем устройстве большое количество не только механических и гидравлических, но и электронных компонентов.
Проще говоря, переключение передач в автоматической коробке передач реализовано сложными схемами. Также существуют различные способы защиты от случайного переключения передач во время движения, от запуска двигателя с включенной передачей и т.д.
При этом одним из наиболее эффективных способов так называемой «защиты от дурака» является механическая блокировка вала коробки передач, которая автоматически срабатывает в тот момент, когда водитель переводит селектор коробки передач в «парковочный» режим P.
В двух словах, в этом режиме небольшая стальная шпилька блокирует вал внутри коробки, что позволяет заблокировать ведущие колеса (по аналогии с ручным тормозом) и предотвращает самопроизвольное откатывание автомобиля. Также блокируется селектор АКПП (его никак не сдвинуть) до тех пор, пока водитель не нажмет на педаль тормоза и не вставит ключ в зажигание.
Также рекомендуем прочитать статью о том, зачем нужен режим АКПП овердрайв. Из этой статьи вы узнаете о назначении этого режима, что означает O/D off, когда включать АКПП Overdrive и т.д.
Вернуться к Shift Lock. Обычно кнопка Shift Lock на АКПП расположена ближе к рычагу (обычно рядом с режимом P). В этом случае при нажатии указанной кнопки на панели приборов ничего не будет отображаться, не произойдет никаких изменений в работе АКПП, не изменятся обороты двигателя, все передачи включены и работают в штатном режиме и т.д. Примечательно, что кнопка не имеет световой индикации и не фиксируется во включенном или выключенном положении.
Итак, обратите внимание, кнопка «shift lock» АКПП — это не любой режим работы коробки передач. Эта кнопка фактически позволяет принудительно снимать блокировку в режиме «парковка» и переводить селектор коробки передач в нужное положение в случае, если двигатель автомобиля заглушен.
Иными словами, водители автомобилей с АКПП прекрасно знают, что в режиме Р срабатывает блокировка вала внутри коробки, о которой говорилось выше. Невозможно переместить рычаг селектора без нажатия педали тормоза или без вставки ключа в замок зажигания (алгоритм может различаться на разных автомобилях).
Что касается кнопки блокировки переключения передач, то ее нажатие позволяет разблокировать вал коробки передач и перевести селектор в нейтральное положение N, чтобы начать буксировку автомобиля с не заведенным двигателем или неисправной коробкой передач. Оказывается, кнопка блокировки переключения передач нужна для разблокировки коробки передач в режиме P при возникновении аварийной ситуации.
На практике, если двигатель не заводится и рычаг АКПП нельзя перевести из положения P в другое (например, в нейтральное положение N, чтобы вытолкнуть машину), именно «блокировка переключения» позволяет разблокировать коробку передач. автоматическая коробка передач.
Чтобы заставить рычаг двигаться, вам нужно нажать эту кнопку, а затем, удерживая нажатой блокировку переключения передач, вы можете перемещать селектор. Это довольно часто необходимо также в ситуациях, когда двигатель не заводится и автомобиль нужно буксировать без развала-схождения ведущих колес.
Добавим еще, что в некоторых АКПП, особенно старых, вместо кнопки блокировки переключения можно найти отверстие для ключа возле рычага селектора. Так вот, это отверстие фактически является аналогом кнопки.
Для того, чтобы иметь возможность двигать селектор коробки, нужно вставить ключ, которым водитель заводит машину, в указанный замок. Это разблокирует рычаг, после чего его можно будет переключить в режим N из режима P.
Каков результат
Даже с учетом высокой надежности современных автомобилей в целом, а также двигателей и коробок в частности, все равно случается, что двигатель не заводится, АКПП работает некорректно, перестают переключаться режимы, не двигается селектор коробки , так далее.
В этом случае на АКПП в сложной ситуации на помощь приходит простая разблокировка, представляющая собой блокировку шифта кнопкой (или аналогом, активируемой ключом).
Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое режим S в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, что означает кнопка S на АКПП или режим S, а также когда использовать указанный режим.
Напоследок, прежде чем начать активно эксплуатировать свой автомобиль, необходимо изучить все функции и режимы АКПП, а также знать, как и когда пользоваться кнопкой блокировки переключения на АКПП, для чего она нужна и какую функцию он выполняет.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!